Зимние заготовки и консервирование

Итак, продолжаем тему зимних заготовок и консервирования. В биодинамике активно идет разработка и поиск приемов и методов консервирования и просто хранения с максимальным сохранением жизни в плодах (с понятием жизни, живой пищи мы познакомились чуть ранее). Во-первых, имеет значение календарное время сбора и закладки на хранение (если плоды нужно хранить в свежем виде) и время консервирования или высушивания плодов. Об этом в "Практической биодинамике в Сибири" я уже писал, но не лишним будет и повторить. Такое лучшее время - это дни цветка и плода для хранения, консервирования и высушивания плодов и листовых растений, и дни корня - для корнеплодов на хранение. Подробно об этом пишет Мария Тун ежегодно в календаре "Посевные дни" и в своей книге "Результаты исследования констелляций" (Иркутск, 2003).

Во-вторых, большое значение имеет посуда, в которой проходит процесс консервирования, и огонь для приготовления. Например, в начале 60-х годов 20 века в Дорнахе (Швейцария) в исследовательском центре ученые задались целью выяснить, при каких условиях готовая к употреблению пища сохраняет больше всего "жизни". Они провели серию опытов с посудой и огнем для приготовления пищи методом чувствительной хроматографии (это метод распознавания и интерпретации рисунков воды и др. жидкостей на бумаге, используется для определения качества продуктов) и пришли к выводу, что древесный огонь максимально сохраняет качества пищи. Варить пищу оказалось лучше в глиняной посуде на древесном огне. Эксперимент касался таких источников огня, как электричество, газ, масло, уголь и дрова. Посуда составляла ряд из алюминия, железа, нержавеющей стали, эмалированной, стеклянной и глиняной тары. В результате опыта получились две крайности: на одном конце - в алюминевой посуде на электроконфорке, где рисунки приготовленной пищи были похожи на сильно загрязненную воду, абсолютно без жизненных сил, а на другом конце - в глиняной посуде на древесном огне. Здесь рисунки походили на свежую сырую (живую) пищу и показывали легкое преобразование в сторону дозревания. То есть даже в вопросе приготовления пищи "прогрессивное развитие человечества" ведет нас куда-то не туда. Когда появились микроволновые печи, этот опыт повторили с их использованием. Хроматографический анализ вновь подтвердил, что сложная химия вкуса пищи и продуктов сохраняется лучше и усиливается с использованием дров как источника огня; газ не так далеко от них отстал. Но когда используется микроволновое электричество, большинство химических связей сложных вкусовых и пищевых факторов распадаются таким путем, что в результате они становятся менее резонантны и гармоничны химии человеческого тела (Хью Ловел, 1999). Интересно, не правда ли? Но я здесь никого никуда не призываю, это, как и все, о чем пишу, - лишь пища для ума. Не надо сразу выбрасывать из окошек газовые или электрические плиты и алюминиевые кастрюли - всему свое время, но при заготовке на долгую сибирскую зиму желательно не забывать, что речь идет о процессе сохранения жизни или жизненных сил в пище, которую мы готовим летом или осенью. К тому же несложно догадаться, что содержание жизненных сил в продуктах оказывает влияние в том числе и на скорость нашего мышления.

Теперь пойдем дальше, и это будет, если не забыли, в-третьих. Если пищу не надо варить, а идет процесс засолки, квашения (капуста, огурцы, томаты и т. п.), то негоже живые плоды заквашивать (=замуровывать) в стеклянные банки с пластиковыми крышками. Посуда для хранения продукции и сохранения в ней жизненных сил также имеет большое значение для нас. Наши удивительные предки владели различными ремеслами, и все соленья, зимние заготовки определяли в дубовые, березовые, липовые, осиновые, кедровые и другие кадки, кадушки и бочки, в берестяные туеса и короба, а кое-что в глиняную или каменную посуду в зависимости от вида соления и его предназначения. Понятно, что в век всеобщей компьютеризации и поголовного налогового учета по многим "объективным" причинам, а в основном из-за нехватки места и времени, горожанам приходится заготавливать в основном в стеклянных банках. Банки - продукт конвейерного производства, максимально упрощенный с точки зрения их изготовления, транспортировки, фасовки, торговли и использования. Разнообразные размеры банок удобны для городского жителя со стесненными жилищными условиями, но главное - они помогают решать проблему с заготовками некачественных продуктов. Герметически упакованные в них переработанные продукты индустриального сельского хозяйства хранятся лучше, чем в природной таре, поэтому можно и не беспокоиться о качестве выращиваемого и заготавливаемого. Первыми к этому пришли в перерабатывающей промышленности, тем самым облегчив себе работу, уменьшив отходы и снизив издержки производства. Это также укладывается в рамки всё ускоряющегося прогрессивного движения человечества, которому постоянно ни на что не хватает времени. Затем это оценили и жители многоэтажек. Негде стало, да и незачем возиться с бочками, кадушками, туесами и пр. Но здесь упущена масса полезных возможностей. Например, банки имеют стандартное узкое горлышко и в них надо подбирать плоды только мелких размеров, либо резать их на части при засолке. Соответственно этому индустрия развивает нам целую отрасль гибридных растений огурцов-корнишонов, засолочных кистевых томатов и т. п. Но ведь крупные плоды старых хороших сортов имеют непревзойденный вкус как в свежем виде, так и в соленом! Когда мы стали солить их в своих кадушках, мы сразу "ощутили разницу".

А вообще-то в последнее время стеклянные банки стали постепенно вытесняться пластиковыми емкостями. Эти в отличие от банок имеют еще одно преимущество - не бьются. Но где же в пластике жизнь притаилась? Об этом лучше спросить экологов, они объяснят, что даже пищевой пластик относительно безопасен только один раз, а затем его качества все хуже, а влияние на продукт, в нем содержащийся, здоровье человека и всего живого в природной среде всё сильнее и сильнее.

Но вернемся к кадушкам. Если эти строки читает владелец родового имения, он поймет, что полумеры годятся только для переходного периода и для дачников, а конечная цель в получении качественных заготовок живых продуктов лежит именно в кадушках. Значит, надо двигать в направлении добывания этих самых кадушек. Еще один момент, почему в городе идет замена природной тары на техническую - это отсутствие условий для ее изготовления. В городе такое возможно только на дачах, но люди там не живут и стараются все мало-мальски ценное там не хранить - исчезнет! В сельской местности это намного легче: материал под рукой, да и под рабочее место всегда найдется свободное помещение (баня, например). В родовом именнии с мастерскими, думаю, также не будет проблем.

Но вот что интересно: у наших предков, чтобы сохранить и даже повысить жизненные силы продукта, бочковую (и другую природную) тару для засолки или другой переработки лучше было делать самому хозяину, в крайнем случае его ближайшему родственнику, либо это должен быть подарок от чистого сердца. На первый взгляд, звучит немного странновато. Зачем все делать самому, неужели нельзя купить, покупное, оно что - хуже? Впервые эта тема меня задела в книгах В. Мегре, когда я уже работал биодинамическими препаратами, но до конца не осмысливал важность личного участия того, кто их готовит и применяет, того, кто выращивает растения и ухаживает за животными, т. е. самого хозяина. Кстати, у древних славян каждый мужчина в доме умел делать всё своими руками, потому что с 12 до 21 года шло долгое и сложное обучение и посвящение мальчиков в мужчин.

Мы долго с женой размышляли по этому поводу, и пришла постепенная убежденность в правоте данной мысли и глубоком ее значении. Внимательно рассмотрев ситуацию на примерах из собственной фермерской жизни, а также из окружающей нас, мы заметили, что, например, многое из того, что в хозяйстве было сделано руками наших работников, быстро приходило в негодность и превращалось в тлен или требовало постоянного ремонта. Нет, конечно, не всё. Были мужики "с руками", которые делали от души и сделанное ими продолжает служить и по сей день. Но в основном... Там, где в создании принимали участие я сам, жена, дети или мой отец, служило дольше и исправнее, а многое продолжает служить и до сих пор. Это я проследил и у других людей. Получается, что тебе надо - ты и сделаешь, тебе не надо - ты придумаешь тысячу причин, чтобы не делать или сделать не так. Разгадка здесь заключается не только в том, что в нас всех говорит лень или частнособственнические порывы: когда делаешь для себя - получается одно, а когда производишь тоже самое "для дяди" - выходит другое. И, конечно же, не потому, что работники такие плохие. Вовсе нет. Любая вещь, сделанная своими руками, с душой, без желания получить за нее деньги или другие материальные блага (т. е. без корысти, с чистыми помыслами), наполнена светлой мыслью ее создателя - человека, его энергией, энергией его любви, его вдохновленным, радостным творчеством. По законам физики (и метафизики) эта энергия не исчезает и не улетучивается в пространство, а сохраняется в этой вещи и поддерживается, подкрепляется при каждом взгляде, при каждой работе с этой вещью. Поэтому энергия любви, энергия жизни, содержащаяся в таким образом сделанных кадушках или туесах, сохраняет эту вещь в целостности более длительное время, чем обычно.

И та же энергия любви передается и всем тем продуктам, которые закладываются в эти кадушки или туеса. А значит, соленья и квашения, хранящиеся в таких емкостях, получают дополнительную жизненную энергию и дают нам необходимую для зимы живую подпитку. Это все идет помимо того, что сама древесина кадушки несет свою положительную природную энергетику, способствующую лучшим вкусовым и хранительным качествам продукта. Вспомните, что еще некоторое время назад на колхозных рынках можно было встретить соленые огурчики (или помидорчики, грибочки и т. п.), которые продавались прямо из бочек или кадушек. Вкус их был - настоящий! Можно также вспомнить Анастасию, когда она гововрит о мертвой, задохшейся воде в пластиковых и стеклянных бутылках. И потом подумайте, как производятся банки и бутылки? Все поставлено на поток, на конвейер, душа Мастера в эту тару не вмещается, ее там нет! В принципе, я не против стеклянной тары, но она должна знать свое место. Для нее лучшее всего подходит место при перевозке и продаже содержащихся внутри продуктов, которые либо сразу идут на стол, либо по прибытии на другое место перекладываются опять в природную тару.

Еще раз повторю, что такое вот бондарное, берестяное или гончарное "производство" возможно только в сельской местности или в родовом поместье, отчасти на даче, но почти невозможно в городских условиях. И еще момент: мне уже как-то и неудобно напоминать о таких само собой разумеющихся вещах, как настроение, самочувствие в момент созидания емкостей и в моменты засолки, консервирования продукта. Об этих аспектах мы постоянно говорим с начинающими биодинамическими земледельцами, которые работают с препаратами по оживлению почвы и растений и с самими растениями и почвой в процессе выращивания. Понимаю некоторых читателей, которые по поводу вышеописанного скажут: "Ну, это не для нас! Нам еще не хватало самим кадушки мастрячить, мы лучше купим!" Против их позиции у меня возражений нет, допускаю, что сейчас, пока идет переходный период, - не все готовы полностью перестроить себя на такой образ жизни. Всему свое время. А о влиянии закладываемой мысли и слов в вашу работу с растениями-почвой-животными можно подробно почитать в следующей главе.

Конечно, я рассмотрел здесь только две крайности. Одна - собственное изготовление посуды, а другая - покупка ее в магазине. Кстати, в магазинах что-то давно не видно хороших бочек. Одни какие-то как "из-под топора" - страшно смотреть, другие сделаны с помощью современных станков, но без соблюдения исконно бондарных технологий и потому похожи на некие безликие и бездушные заготовки. И те, и другие, как правило, долго не служат. Какое уж тут тепло рук мастера, они и пахнут-то деньгами, принюхайтесь, если не верите!

Так вот, раз мы заговорили о руках мастера, то раньше, когда были Мастера с большой буквы, которые делали на совесть, не думая о прибыли, вкладывая свою душу в каждое изделие, - тогда было не грех и купить у такого умельца. Каждая кадушка или бочонок были строго индивидуальными и обязательно имели почерк самого мастера. Он нес персональную ответственность за каждую сделанную своими руками посуду. Об этом осталось много пословиц и поговорок в русском языке. Тепло рук и сердца, ясность и продуманность в мыслях настоящего мастера, вложенные в посуду, дают силу, близко подходящую к той, что вкладывается своим трудом. Это - промежуточный вариант между собственным изготовлением и покупкой обезличенной посуды в магазине. Если у вас есть знакомый Мастер с большой буквы на примете, вам замечательно повезло: пользуйтесь его посудой без всякого сомнения. Но если такового нет, а вам никак не хочется питаться в конце зимы омертвелыми заготовками - подумайте на досуге о вышесказанном.

Сергей Тужилин
http://biodynamics-sib.narod.ru/gaz/serg.html