Поездка в школу Щетинина
Фотографии были сделаны 6 декабря 2004 года Дмитрием Самусевым (г. Новороссийск).
6 декабря 2004 года погода была пасмурная. Моросил дождь.

Доехав до Текоса на автобусе я чуть было не пропустил свою остановку.

Текос это обычная деревня где стоят обычные деревенские дома по обе стороны дороги на небольших участках земли, окруженные заборами из досок, металлической сетки и всего того что было под рукой.

Слегка подвыпивший мужик объяснил мне во сколько проходят автобусы в сторону Новороссийска.

Совсем старенькая бабушка на вопрос "Где школа ?" пояснила куда пройти и где повернуть.


По дороге я не пошёл - пошёл лесом. Сделал в лесу несколько снимков и спустился к комплексу построек.


По этому зданию и присутствию детей я понял что это и есть школа-интернат, о которой я читал.
У проходящей женщины спросил можно ли зайти внутрь. Она ответила что сама только приехала и обратилась к проходящему парню, чтобы тот помог. Мы пошли к администрации.

Издалека увидел немолодого, седовласого, плотного сложения человека. Я его узнал.

Поздоровались. У меня были вопросы, но задать я их толком не смог. Волновался. Не ожидал я встречи, да и обстановка не позволяла много разговаривать. Вопросы мои мне показались в той среде несколько неуместными.

Я попросил разрешения зайти в помещения, пофотографировать и разместить фотографии в форуме на сайте Анастасия.ру, дополнив их своими первыми впечатлениями о школе. Моим гидом была Настя.

При разговоре она мне сказала, что в жизни школы не совсем всё так как в книге. Мегре, с её слов, школу несколько приукрасил.

Но те необычные по планировке строения школы были действительно построены руками её учеников. Снаружи и изнутри выглядело всё очень технично, добротно и самое главное красиво. Каждая деталь интерьера тщательно подогнана и вписана. Нет трещин, щелей, перекосов как это случается когда строят не для себя...

Настя сказала, что при строительстве дома его надо сначала представить в целом. С этого момента дом уже начинает существовать.

Представляли и строили здания все вместе. Только сложные элементы строительства поручались специалистам. Например печь-камин или металлопластиковые окна или стальной каркас крыши для кинозала.

То же самое примерно и в изучении математики. При поступлении в школу ребёнку показывают сначала весь курс математики средней школы от А до Я, от элементарных чисел до формул высшей математики. Только представляя целое можно затем постигать детали.

Ученики сами разрабатывают способы обучения. Например в последнее время ученики сочли, что главным элементом в математике является число и форма. Каждое число имеет форму.

Заметив ей что форма - это геометрия, она сказала что "Мы стараемся не разделять предметы друг от друга. Всё взаимосвязано."

При обучении они не используют обычные школьные учебники.

Обучение происходит в разных строениях. Девочки и мальчики живут в разных зданиях, но учатся вместе.

Настя провела меня в учебный класс. Помещение класса было выполнено как бы в трёх уровнях. Внутри "класса" были парни и девушки разных возрастов (на вид от 7 до 17 лет) и они были вместе.

Девочка писала какой-то конспект, двое парней что-то объясняли друг-другу над тетрадкой. В классе со школьной доской на которой были формулы высшей математики разновозрастная группа что-то обсуждала между собой. Непонятно мне было - урок это или перемена.

Я спросил Настю: "Так это и есть обычный урок?" Она ответила что-то вроде: "Ну не совсем, но почти..."

Тут нет понятия классов и возраст не имеет особого значения.

Недавно от них уехал, проучившись некоторое время ребёнок из Китая. Не выдержал. Незнание русского языка осложняло общение посредством английского. Многие вещи трудно излагать на взаимно чуждом языке.

Сейчас, как я понял, ожидают ребёнка из Канады.

Примерно за час-полтора моего пребывания в школе я видел лишь троих-четверых взрослых.

Телефона и компьютера у них пока нет - был пожар. Есть только телефон бухгалтерии, по которому звонят зачастую далеко не по вопросам бухгалтерии... Но линию ведут и со временем всё будет. В принципе им осталось только мебель завезти в помещения. Отделка почти закончена. Хотят расширяться.
Поблагодарив за экскурсию и попрощавшись с Настей я обещал выслать фотографии.

Как-то буднично всё прошло. Как-то нет ничего необычного: живут дети, учатся, строят себе дома.

Хотят медпункт построить и оснастить его хорошо при всём при том, что ученики в школе не болеют.

Все смотрят на тебя приветливо, здороваются. Школа как школа.

Такую школу нам надо научиться воплощать. В такой школе течёт обычная жизнь. Школа - это не только место, но и как бы уклад жизни.

Как и в обычной жизни молодые люди строят, готовят, шьют одежду, танцуют, изготовляют мебель, разбираясь попутно с математикой и историей...


От Текоса до Пшады решил прогуляться пешком 5 км, размышляя о своём и фотографируя окрестности.
Оригиналы снимков представлены в форуме "Текос. Школа-интернат" на сайте www.anastasia.ru